Главная » 2012 » Май » 25 » НАСА объявляет "год Дракона"
11:20
НАСА объявляет "год Дракона"

Константин Богданов, обозреватель РИА Новости:

Американский космический корабль Dragon успешно стартовал с мыса Канаверал. Эта разработка компании SpaceX должна в недалеком будущем заменить выведенные из эксплуатации "шаттлы". Отказываясь от услуг аэрокосмических гигантов, НАСА сделала ставку на динамичный космический "стартап".

Ракета-носитель Falcon 9 с космическим кораблем Dragon стартовала с космодрома на мысе Канаверал в США

Второй полет "Дракона"

"Дракон" успешно ушел на орбиту. На это потребовалось минимум полгода проволочек, отложенных и отмененных стартов, совмещений полетных заданий - и еще больше нервов создателей этого корабля.

Запустить на орбиту его пытались неоднократно, но в последний момент постоянно что-то мешало: то отказы, то общее желание перестраховаться. 19 мая корабль чуть было не улетел: после "нуля" в отсчете двигатели начали выходить на режим, и тут "поехало" давление в пятом (центральном) двигателе первой ступени. Автоматика дала отсечку и оборвала начавшийся было старт примерно за полсекунды до отрыва ракеты от стартового стола.

Проверка показала, что неисправен был один из клапанов. Глава компании-разработчика SpaceX Элон Маск по итогам расследования причин отказа меланхолично пошутил: мол, в принципе, можно было и с этим клапаном взлететь, но старт-то остановить можно, а вот возврат запущенной ракеты технологией не предусмотрен, поэтому лучше подождать.

А вот с утра 22 мая все получилось. Сорвавшееся было 19 мая с уст ведущего трансляции слово "liftoff" ("отрыв") в этот раз (из суеверия, что ли?) произнесено не было. Зато отрыв прошел нормально и на десятой минуте космический корабль Dragon вышел на орбиту. На борту 520 кг груза припасов и оборудования для экипажа МКС.

Впереди пятидневный полет, в течение которого кораблю предстоит пристыковаться к МКС. Первоначально планировалось развести испытания на первый орбитальный полет с элементами маневров на дальних подступах к МКС (COTS Demo Flight 2) и собственно стыковку (COTS Demo Flight 3), однако в ходе длительных переносов старта было решено совместить обе эти миссии в одну, получившую название COTS Demo Flight 2+.

Венчурный космос

Компанию SpaceX создал один из самых заметных персонажей американского ИТ-сектора - урожденный южноафриканец Элон Маск, разработчик и создатель электронной платежной системы PayPal. В начале 2000-х ему сильно захотелось потешить старое, юношеских времен, хобби: заняться космическими технологиями.

Дело покатилось необычайно быстро. В 2006 году легкий носитель Falcon I был поставлен на старт и попробовал с него взлететь - неудачно. Еще два неудачных пуска, и, наконец, в сентябре 2008 года - удача.

В 2010 году на стол встает нынешняя рабочая лошадка - Falcon IX. Первый же старт в июне 2010 года успешен. Параллельно идет окончательная доводка транспортного средства под носитель - космического корабля Dragon.

Фантастический успех для людей, от которых еще пять-шесть лет назад не ждали ничего иного, кроме десятка коробок недописанной документации и длинного перечня причин, по которым у них ничего не получилось.

В космосе "Дракон" уже бывал. 8 декабря 2010 года носитель Falcon IX своим вторым запуском вывел его на орбиту. Как и нынешний полет "Дракона", предыдущий был беспилотным, а наиболее приглянувшаяся общественности часть полезной нагрузки состояла из круга французского сыра. Помимо корабля, ракеты вывела на орбиту несколько малых спутников, в том числе военный.

НАСА дает добро

"Ну, бьются ребята головой об стену, - скажет сторонний скептик, - Кому эти шутихи нужны?". Оказалось, они нужны НАСА.

В декабре 2008 года американское космическое агентство подписало с фирмой Маска контракт по программе CRS (Commercial Resupply Services), согласно которому SpaceX обязуется осуществить на своей технике 12 полетов к Международной космической станции, отправив туда в общей сложности 20 тонн груза. Объем твердого контракта составил 1,6 миллиарда долларов, а опционы потенциально увеличивают его до 3,1 миллиарда.

Что оставалось делать НАСА? Программа "Спейс Шаттл" благополучно скончалась от старости, аварий и общего нестроения в космохозяйстве, а новые госпрограммы освоения космоса, мягко говоря, не блистали успешностью. В сущности, возить людей и грузы на американский сегмент МКС становилось элементарно некому, если не считать российские "Союзы" - но кто ж в здравом уме отдаст такой критический сегмент национальной инфраструктуры в руки, мягко говоря, не самого подконтрольного из своих стратегических партнеров?

SpaceX, в сущности, не одинока. Так, по той же программе CRS контракт на 8 запусков получила компания Orbital Sciences. У них свой носитель Antares (бывший Taurus II), на котором, к слову, стоят российские ракетные двигатели НК-33. Правда, корабль Cygnus еще не готов, а ракета не испытывалась, но руководители компании клятвенно обещают испытания летом-осенью 2012 года.

Государственно-частный звероящер

Последние годы массу копий ломается вокруг вопроса о том, что из себя представляет феномен компании SpaceX. Можно ли считать ли детище Элона Маска частной космонавтикой? Однозначного ответа на этот вопрос дать не получается: ситуация имеет массу скрытых измерений.

С одной стороны, перед нами все несомненные признаки добротного частного стартапа - в лучших традициях Кремниевой долины, что не должно вызывать удивления, учитывая "послужной список" Маска. Компактная, но очень мотивированная амбициозная команда молодежи с горящими глазами занимается тем, что ей нравится: разрабатывает и производит орбитальное "железо". Да не на субконтракте, отдельными узлами, - а транспортную систему в целом, носитель и корабль. Тут нужен совсем другой уровень инженерного мышления.

С другой стороны, всякий непредвзятый наблюдатель вам скажет, что лихая контора молодых космолетчиков существует отнюдь не в вакууме. Двигатели на ракете вроде бы свои - но в основе своего дизайна базируются на старых наработках для НАСА. Пусковая инфраструктура, естественно, тоже государственная. Кадры в компании тоже не с Луны свалились.

Федеральные власти, понимая важность проекта, фактически создали уютную песочницу, в которой могут от души порезвиться увлеченные люди. Заодно это позволит сэкономить немало средств.

Крупные авиаракетостроительные корпорации США уже давно не вызывают у правительства ничего, кроме изжоги. Они превратились в огромных забюрократизированных динозавров, тянущих из бюджета все соки, какие только можно. А после волны слияний и поглощений 1980-х-1990-х годов сектор монополизирован до предела: ну кто в здравом уме посредине 1960-х мог сказать, что через какие-то 40 лет Rockwell, McDonnel Douglas, North American, Hughes Aircraft окажутся в руках Boeing? И этим заслуженным старцам надо вручать львиную долю госзаказа по авиакосмической части - видимо, в знак признания великих заслуг на программах "Аполлон" и "Спейс Шаттл"?

Так что SpaceX - это хороший пример инновационной и промышленной политики государства, вовремя разглядевшего подходящие кадры и допустившего эти кадры до самого святого. Сами по себе эти ребята еще не скоро станут подлинно частной космической лавочкой: для этого как минимум надлежит иметь свой космопорт, ЦУП и заказы на пуски полезной нагрузки, а заодно и право пользоваться всем этим на свое усмотрение.

А вот выжать из их энтузиазма и мозгов все, что только возможно, для модернизации космического хозяйства Штатов, - вполне возможно.

Категория: космос | Просмотров: 287 | Добавил: er-team | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Календарь