Главная » Статьи » Общество и Наука » История

Фолклендская война
Причины конфликта
Фолклендские (Мальвинские) острова
Местоположение Фолклендских (Мальвинских) островов

Фолклендские острова были открыты дважды: в 1690 году английскими мореплавателями и в 1694 году французскими (последние назвали их Мальвинами, в честь родного города Сан-Мало). С начала XIX века (после получения независимости) Аргентина считала эти острова своими. Захват Мальвинских островов Соединенным Королевством в 1833 году вызвал недовольство среди населения Аргентины. Пришедший к власти в конце 1981 года генерал-лейтенант аргентинской армии Леопольдо Гальтиери решил использовать народное негодование по этому поводу.

Начало конфликта

Разоружение пленных британских солдат, 2 апреля 1982 года

2 апреля 1982 года аргентинский десант высадился на островах и после короткого боя вынудил капитулировать находившийся там небольшой гарнизон британских морских пехотинцев. После этого в Южную Атлантику немедленно было отправлено крупное британское военно-морское соединение с целью возврата островов.

После введения британцами блокады островов, осуществлявшейся подводными лодками, возникли значительные трудности со снабжением гарнизона. Единственная бетонированная взлётно-посадочная полоса на Фолклендах была слишком короткой для реактивных боевых самолётов. Поэтому основная часть аргентинской авиации на протяжении войны была вынуждена действовать с континентальных авиабаз.

Британцы также столкнулись со значительными трудностями в ходе кампании. Важную роль при её проведении сыграла американская военная база на острове Вознесения в центральной части Атлантического океана, предоставленная британской авиации для базирования. Единственными боевыми самолётами, пригодными для использования с двух британских авианосцев[1], были примерно три десятка «Си Харриеров», впоследствии усиленные несколькими штурмовиками «Харриер». Они должны были играть роль перехватчиков и истребителей-бомбардировщиков, обеспечивая авиационную поддержку в ходе десантной операции.

25 апреля британские силы высадились на острове Южная Георгия, находившемся на большом удалении от Фолклендов и также захваченном аргентинцами.

Воздушно-морская фаза

Начало боевых действий

Бомбардировщик «Вулкан» возвращается из боевого вылета. 18 мая 1982

Основные боевые действия в районе Фолклендов начались 1 мая 1982 года, когда британская авиация и корабли подвергли бомбардировке аргентинские позиции в районе Порт-Стэнли, а аргентинская авиация впервые попыталась атаковать флот противника.

2 мая британская атомная подводная лодка потопила аргентинский крейсер «Генерал Бельграно», в результате чего погибло 323 человека — это была самая большая потеря Аргентины за всю войну. После этого аргентинский военно-морской флот получил приказ вернуться в свои базы и до окончания боевых действий более никак не проявил себя. По утверждениям аргентинской прессы, подводная лодка «Сан Луис» продолжала действовать до 11 мая[2], но ни одной успешной атаки не произвела, и даже ни одного пуска торпеды англичанами обнаружено не было[3].

В этих условиях аргентинское командование было вынуждено сделать ставку на авиацию, надеясь, что потеря крупных боевых кораблей и человеческих жизней заставит Великобританию отказаться от своих намерений. Штурмовики A-4 «Скайхок» с истребителями-бомбардировщиками «Даггер» и «Mirage IIIE» периодически атаковали британский флот, используя обычные свободнопадающие бомбы. В ходе бомбардировок было установлено, что более половины используемых аргентинской стороной авиабомб, попавших в английские корабли, не разорвались[4] (по данным «The Washington Post», в ходе конфликта аргентинские ВВС применяли авиабомбы, изготовленные в США «около 30 лет назад» и поставленные Аргентине за несколько лет до конфликта)[5].

Главная надежда аргентинцев была возложена на штурмовики «Супер Этандар» с новейшими противокорабельными ракетами «Экзосет» французского производства. 4 мая такой ракетой был тяжело повреждён эсминец «Шеффилд» (впоследствии затонул), что стало серьёзным потрясением для британской общественности. Однако у аргентинцев было всего пять ракет «Экзосет» в варианте воздушного базирования. Следует упомянуть об утверждениях о повреждении бомбами HMS «Инвинсибл» одним из «Супер-Этандаров», что дало основание аргентинским газетам с небывалой помпой возвестить о его гибели (хотя даже его повреждение не подтверждает ни один независимый источник)[6].

Затишье

После 4 мая в боевых действиях наступил двухнедельный перерыв, хотя имели место отдельные стычки на море и в воздухе. Ночью 15 мая подразделение британского спецназа SAS атаковало аргентинский аэродром на острове Пеббл и уничтожило 11 самолётов. В то же время продолжались переговоры о возможном урегулировании конфликта при посредничестве ООН. К началу 20-х чисел мая стало очевидно[уточнить], что мирное урегулирование невозможно. К этому времени 3-я бригада морской пехоты Великобритании уже готовилась к высадке на Фолклендах, а в пути к островам находилась 5-я пехотная бригада.

В ответ на экономические санкции со стороны нескольких западноевропейских государств, правительство Аргентины приняло декрет о запрете с 01.07.1982 на полёты в страну авиакомпаний тех стран, правительства которых приняли антиаргентинские экономические санкции: западногерманской «Люфтганзы», французской «Эр-Франс», голландской КЛМ, скандинавской САС, а также английской авиакомпании «Бритиш Каледониан»[7].

 Сухопутная фаза

 Сан-Карлос и Гуз-Грин

Британское командование выбрало местом высадки бухту Сан-Карлос, находящийся на другом конце острова, где аргентинцы ожидали десанта меньше всего. 3-я бригада морской пехоты начала высадку ночью 21 мая, встретив сопротивление лишь со стороны небольшого аргентинского отряда. Однако с рассветом над Фолклендским проливом появились аргентинские самолёты — ВВС Аргентины предприняли попытку организовать массированный налёт на британские корабли в бухте.

«Супер Этандар» ВМС Аргентины. Перед эмблемой эскадрильи заметен силуэт потопленного этим самолётом контейнеровоза «Атлантик Конвейор»

25 мая аргентинцы добились своего наибольшего успеха, повредив «Экзосетом» контейнеровоз «Атлантик Конвейор». Через несколько дней судно затонуло. Тем временем 3-я бригада надёжно закрепилась на плацдарме и была готова к дальнейшим действиям.

28 мая батальон британских парашютистов, подойдя к населённым пунктам Дарвин и Гуз-Грин, атаковал расположенный там аргентинский гарнизон. После тяжёлого сражения гарнизон капитулировал. Тем временем другие подразделения 3-й бригады совершали знаменитый пеший переход через весь Восточный Фолкленд к Порт-Стэнли. Некоторые подразделения 5-й пехотной бригады высаживались с десантных кораблей в районе Порт-Стэнли. При этом 8 июня два разгружавшихся в Блафф-Коув десантных корабля были замечены аргентинцами в дневное время и вне прикрытия ПВО флота. В результате авианалёта погибло около 50 военнослужащих, а десантный корабль «Сэр Галахэд» впоследствии пришлось затопить из-за полученных им повреждений. Тем не менее, к концу первой декады июня две британские бригады блокировали аргентинцев в районе Порт-Стэнли и были готовы штурмовать вражескую оборону.

Порт-Стэнли

Британские парашютисты охраняют пленных аргентинцев. Порт-Стэнли, 17 июня 1982

В ночь на 12 июня 3-я бригада морской пехоты пошла в атаку на занятые аргентинцами высоты Маунт-Гарриет, Ту-Систерз и Маунт-Лонгдон. К утру все высоты были заняты, хотя не во всех случаях это оказалось легко. В ночь на 14 июня наступил черёд 5-й пехотной бригады. Её целями были высоты Маунт-Тамблдаун, Уайрлесс-Ридж и Маунт-Уильям. Несмотря на недостаточную подготовку, Уэльские и Шотландские стрелки выполнили свои задачи, а батальону гуркхов, элите британской армии, даже не пришлось вступить в бой.

Поскольку Порт-Стэнли был осаждён без какой-либо надежды на деблокирование, аргентинскому командованию не оставалось ничего, кроме капитуляции, что и произошло 14 июня. Великобритания вернула себе Фолклендские острова. Официально война была завершена 20 июня, когда британские силы высадились на Южных Сандвичевых островах.

Около 600 аргентинских военнопленных оставались в Порт-Стэнли некоторое время после завершения боевых действий в качестве средства воздействия на правительство Аргентины (с целью обеспечить более приемлемые для Великобритании условия урегулирования конфликта)

Потери сторон

Десантный корабль «Сир Тристам», тяжело повреждённый в Блафф-Коув

 Соединённое Королевство

Аргентина

  • 22 штурмовика «A-4 Skyhawk» (19 пилотов)[9] — примерно 25 % всего парка.
  • 11 истребителей-бомбардировщиков «Dagger».

 Итоги конфликта и его роль в истории

Мемориал погибшим аргентинцам. Ушуая
Эхо войны. Минное поле на Восточном Фолкленде, 2003 год

Многие наблюдатели восприняли войну как новое свидетельство мощи Британии как военно-морской державы, казалось бы, исчезнувшей после распада колониальной Британской империи. Победа способствовала росту патриотизма в Великобритании и усилению позиций правительства Маргарет Тэтчер.
12 октября
1982 года в ознаменование победы в Лондоне прошел парад Победы.

Для Аргентины поражение стало болезненным ударом по национальной гордости. Оно явилось непосредственной причиной падения аргентинской военной хунты: уже 17 июня Леопольдо Гальтиери под влиянием массовых демонстраций в Буэнос-Айресе ушёл в отставку[10][11]. Необходимость войны и её историческое значение до сих пор служит предметом ожесточённых споров в Аргентине, но руководство страны по-прежнему не отказывается от претензий на острова.

Фолклендский конфликт был едва ли не единственным вооружённым конфликтом после Второй мировой войны, в котором ведущую роль играли военно-морские силы. Британский флот в прямом смысле доказал свою необходимость и правильность использования подводных лодок в морских сражениях[12].
Специалисты обратили внимание на выявившуюся уязвимость современных боевых кораблей, тонувших от попадания неразорвавшихся бомб и ракет.

Впервые в истории авиации были успешно применены в бою самолёты вертикального взлёта и посадки: «Харриеры» и «Си Харриеры» одержали около 20 воздушных побед[12] (это было обусловлено применением новейших всеракурсных ракет «воздух-воздух»), причём собственные потери от действий авиации противника были нулевыми[12].

Некоторое время после окончания боевых действий повседневная и хозяйственная жизнь населения островов была фактически парализована, здесь потребовалось провести масштабную операцию по разминированию. Было обнаружено, снято и обезврежено 12 тысяч мин и значительное количество иных взрывоопасных предметов (брошенных и невзорвавшихся боеприпасов и т. п.)[13].

Отражение в искусстве

Хорхе Луис Борхес написал стихотворение памяти британских и аргентинских солдат и назвал войну «ссорой двух лысых из-за расчёски».

У Джона Фаулза есть эссе «Фолклендские острова и предсказанная смерть», где автор, впрочем, упоминает о Фолклендском конфликте только в связи с обсуждением основной темы произведения — романа «Хроника объявленной смерти» Габриэля Гарсиа Маркеса

Фолклендский конфликт является частью концепции альбома The Final Cut (1983) группы Pink Floyd, кроме того, ему посвящена песня Back in Control шведской пауер-метал группы Sabaton.

Фильм режиссёра Тристана Бауэра «Освещенные огнем» (Iluminados Por El Fuego / Blessed by fire) посвящен этой войне. В нём рассказывается, как спустя 20 лет после окончания войны, её ветераны не могут найти себе покоя от горечи поражения и национального унижения.

Биографический фильм режиссёра Филлиды Ллойд «Железная леди» о Маргарет Тэтчер подробно освещает Фолклендский конфликт с использованием как игровых, так и документальных кадров.

Ядерное оружие

До сих пор идут споры о наличии на борту затонувшего эсминца «Шеффилд» ядерного оружия. В сентябре 1982 года советские источники информации, близкие к разведслужбам, выступили с версией о возможном радиоактивном загрязнении вод Южной Атлантики. Были даже опубликованы фотографии спасшихся с «Шеффилда» моряков, одетых в противорадиационные комбинезоны и защитные маски. Министерство обороны Великобритании категорически отрицало наличие ядерного оружия на эсминце в момент его гибели. И только в 2003 году Великобритания подтвердила, что на борту её кораблей в 1982 году находилось ядерное оружие. По словам официального представителя министерства обороны Великобритании, имевшиеся на борту нескольких кораблей ядерные глубинные бомбы WE.177 были перегружены на другие корабли, возвращавшиеся в Великобританию, и ни один ядерный заряд не попал в территориальные воды Фолклендских островов. Относительно возможного присутствия ядерных зарядов на борту «Шеффилда» не было дано никаких комментариев[14], однако представитель министерства обороны заявил, что нахождение ядерного оружия на борту какого-либо из затонувших кораблей было невозможно; также он сообщил, что об использовании ядерного оружия в конфликте не было и речи[15].

Категория: История | Добавил: er-team (03.04.2012)
Просмотров: 902 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа