Главная » Статьи » Общество и Наука » Рели́гия

Монотеизм
Термин «монотеизм» впервые появился в XVII веке в работах английского богослова и философа Генри Мора[6].

Происхождение и развитие

Слово «монотеизм» образовано от греч. μονος (monos) — один, θεος (theos) — Бог и было создано в сравнительно недавнее время[7]. Первое использование этого слова исследователи относят к работе «Тайна Божественного» (англ. The Grand Mystery of Godliness, 1660) английского неоплатоника Генри Мора[6].

Понятие монотеизма относительно[8]. Концепция является результатом постепенного развития генотеизма[9] (состояния религиозного сознания, когда единичные божества еще не имеют определенности и устойчивости и каждое может заменять всех) и монолатрии[10] (система представлений, основанных на вере во множество богов с одним богом-лидером).

В истории нескольких древних ближневосточных религий начиная с бронзового века можно выявить аспекты монотеизма или монолатрии: введение монотеистического культа Атона в Египте фараоном Эхнатоном, почитание Мардука в Вавилоне и Ахура Мазды в зороастризме.

Некоторые современные исследователи склонны полагать, что в основе даже примитивных форм политеизма, таких, как фетишизм или шаманство, лежит вера в единую интегральную силу, в некую духовную сущность (монолатрия). Исследования показывают, что даже у самых примитивных племён существует вера в Высшую Силу как причину всего, что происходит в мире, и она является общей для всех народов, даже для бушменов или обитателей джунглей Южной Америки — племён, почти полностью изолированных от внешних культурных влияний[11]. С другой стороны, элементы первобытной религии частично сохраняются в современных монотеистических религиях[12].

Древнеегипетская религия

В Древнем Египте существовало подобие одной общей религии, а также было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический характер[13], древнеегипетская религия считается политеистической[14]. Кратковременно существовали также маленькие культы, которые имели монотеистическую направленность.

Первая известная попытка использования монотеизма в качестве государственной религии была предпринята в Египте фараоном Эхнатоном в XIV веке до нашей эры — последний пытался оставить в египетском пантеоне одно божество, бога Атона[15]. Однако после смерти Эхнатона Египет возвратился к традиционной религии в форме политеизма. Существуют научные гипотезы, которые устанавливают связь религиозной реформы Эхнатона с монотеизмом пророка Моисея[16].

Некоторые египтологи утверждают, что в Древнем Египте издавна существовали монотеистические тенденции[17].

Платонизм

Концепция единого или блага появляется в платонизме[18]. В своих сочинениях Платон еще использует политеистическую терминологию. Дилемма Евтифрона, например, формулируется как «благочестивое любимо богами потому, что оно благочестиво, или оно благочестиво потому, что его любят боги?»[19] Прообразом монотеизма в платоновском диалоге «Государство» является поиск абсолютной истины в аллегории «Миф о пещере» и идея абсолютного блага. Позже в религии эллинизма, включая эллинистический иудаизм и неоплатонизм, эксплицитно формулируется монотеистическая концепция.

Развитие философской разновидности монотеизма относится к времени поздней античности. В «Халдейских оракулах» (II век) отражены представления о едином божестве в промежуточном платонизме и с элементами гностицизма[20].

Иерусалим — святыня трёх религий

Авраамические религии

Основная статья: Авраамические религии

Иудаизм

Основная статья: Иудаизм

Современный иудаизм является строго монотеистической религией, в которой отрицается существование каких-либо сил, неподконтрольных Творцу, а тем более других богов. Однако считается, что на ранних этапах своей истории религия евреев имела форму монолатрии[21][22], а монотеизм начал оформляться только в VI в. до н. э., после возвращения евреев из Вавилонского пленения. Монотеистичный иудаизм впоследствии послужил основой для возникновения христианства и ислама[23].

С традиционной еврейской точки зрения, которой придерживались Маймонид (XII век) и другие еврейские мыслители,[11] монотеизм — первичен и изначально был преобладающей формой почитания Высшей Силы, в то время как все другие культы образовались позже, в результате деградации идеи единобожия. Подобной теории придерживаются также и часть современных исследователей[11]. Например, профессор кафедры иудаики Нью-Йоркского университета Л. Шиффман пишет:

Некоторые ученые утверждают, что вероучение патриархов было просто одной из форм монолатрии…, но Библия твердо свидетельствует, что патриархи были настоящими монотеистами. Вместе с тем, позднейшее развитие библейской системы жертвоприношений делает очевидным тот факт, что ранние израильтяне также верили в демонические силы. Божественная свита ангельских существ в том виде, как она описывается в некоторых псалмах, несколько напоминает пантеоны политеистических Месопотамии и Угарита…[24].

Христианство

Основная статья: Христианство

Христианство — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете[25].

Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух), единых по своей божественной природе.

В связи с приятием догмата Троицы христианство иногда трактуется другими авраамическими религиями (иудаизм, ислам) как тритеизм или политеизм[26][27]. Подобная концепция о троебожии также неоднократно высказывалась в истории христианства[28], но была отвергнута на Первом Никейском соборе.

Один из Отцов Церкви, крупнейший систематизатор христианского вероучения Св. Иоанн Дамаскин так писал по этому вопросу:

Итак, мы называем ипостаси (Св. Троицы) совершенными, чтобы не ввести сложности в Божеское естество, ибо сложение — начало раздора. И опять говорим, что три ипостаси находятся одна в другой взаимно, чтобы не ввести множества и толпы богов. Исповедуя три ипостаси, признаем несложность и неслитность (в Божестве); а исповедуя, что эти ипостаси единосущны одна другой, и признавая в них тождество воли, действия, силы, власти и, если можно сказать, движения, мы признаем их нераздельность и то, что Бог есть един; ибо Бог, Слово и Дух Его истинно один Бог.

— Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. — Москва, 1992 [2]

Христианство не является политеистической религией, так в Новом Завете имеется следующее утверждение Иисуса Христа: «Я и Отец — одно» (Иоанна.10:30).

По мнению свидетелей Иеговы, это монотеистическая система представлений о высших силах, но в данном стихе отсутствует упоминание о равенстве Бога и его Сына, Иисуса, а лишь о замечательном единстве, о самых тесных узах, которые только возможны между двумя личностями. Кроме того, подобный оборот используется для передачи молитвы Иисуса Христа о своих учениках (Иоанна.17:20)[29].

Вместе с тем, подчёркивая монотеизм христианства, христиане-антитринитарии отрицают и критикуют тринитарное учение[30].

Ислам

Основная статья: Ислам
Слово «Аллах» в мусульманской каллиграфии. Хафыз Осман, XVII век

Ислам является религией со строгим принципом единобожия в своей основе. С исторической точки зрения ислам возник после иудаизма и христианства[31]. С точки зрения Корана, мусульманами (покорившимися) были все пророки. В окончательном виде ислам был представлен в VII веке в проповедях пророка Мухаммеда, получившего сведения о новой религии в виде Корана[32]. Ислам основывается на пяти фундаментальных положениях (Пять столпов ислама)[33][34]. Первое и главное из них — это Шахада, или свидетельство веры: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк Его»)[35]. В этой формуле заключёна фундаментальная идея ислама — Таухид, то есть сам монотеизм. И действительно, все ритуалы ислама, все молитвы, все праздники и обряды направлены на то, чтобы показать Единство и Единственность Бога — Аллаха (в переводе с арабского означает «Бог»)[36].

Ширк — многобожие, заключается в приравнивании Аллаху равных, «сотоварищей». Ширк является величайшим грехом в Исламе, за который человек не получит прощения. Ширк делится на большой и малый. Большой ширк — это прямое неповиновение Аллаху и приравнивание ему сотоварищей. Малый ширк — это лицемерие которое заключается в том, что человек пользуется положениями религии ради своей личной выгоды в мирской жизни[37].

Согласно учению ислама, чистый Таухид (монотеизм) исповедовали все пророки — от Адама до Мухаммада. Сам же ислам, согласно Корану и Сунне пророка Мухаммада, возрождает Таухид ханифа Ибрахима (библейского Авраама)[38][39].

Бахаи

Основная статья: Бахаи

Концепция Бога в вере бахаи строго монотеистична и трансцендентна. Бог описывается как «личностный, непознаваемый, недостижимый, источник всех откровений, вечный, всеведующий, вездесущий и всемогущий.»[40] Единственной связью между Богом и людьми бахаи считают посланников Бога (пророков), которых они называют «Богоявлениями». Обязательная молитва в бахаи содержит явное признание монотеизма[41].

Китайские воззрения

Основная статья: Моизм

Традиционной системой верования многих династий начиная с династии Шан (1766 г. до н. э.) до современного периода сконцентрировано на почитании Шан-Ди[23](буквально «высший предок», обычно переводится как «Бог») или Тянь (небо)[42] как всемогущей силы[43]. Эта система верования предшествовала развитию конфуцианства и даосизма, и введению буддизма и христианства. Небо рассматривалось как всемогущее существо, неделённое персонифицированной, но не телесной формой, что является особенностью монотеизма. В изречениях Конфуция в Лунь юй мы видим представления о небе, которое ведёт человека на протяжении всей жизни, поддерживает с человеком личные отношения, ставит задачи, которые люди должны выполнить, чтобы научиться добродетельности и нравственности[43]. Однако эта вера не была подлинно монотеистической, существовали другие меньшие боги и духи в разных местностях, которым поклонялись наряду с Шан-Ди. В некоторых течениях, таких как моизм, заметно приближение к монотеизму, поскольку меньшие боги и древние духи полностью подчиняются воле Шан-Ди (по аналогии с ангелами в западной цивилизации).

Индийские религии

Индуизм

Основная статья: Монотеизм в индуизме
Храм Шарангапани в Кумбаконаме, посвящённый Вишну

Индуизм принято описывать как политеистическую религию[44]. Ни в какой другой религиозной традиции мира невозможно встретить такого изобилия богов и богинь, полубожественных и демонических существ, проявлений божества в человеческих и животных формах[44]. Но всё это всего лишь внешний, красочный аспект глубокой религиозной традиции[44]. Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме. Трудно провести параллель между индуизмом и библейским или исламским монотеизмом[44]. В индуизме развились свои, крайне сложные монотеистические представления[44]. В богословии многих форм вайшнавизма, шиваизма и шактизма Единое Верховное Существо выступает в роли творца, хранителя и разрушителя материальной вселенной, в роли спасителя верующих[44].

Вайшнавизм — одно из основных направлений в индуизме. Все ветви вайшнавизма отличает приверженность монотеизму[45]. Верования и практики данной традиции, в особенности такие ключевые концепции как бхакти и бхакти-йога, базируются на таких пуранических текстах, как «Бхагават-гита», «Вишну-пурана», «Падма-пурана» и «Бхагавата-пурана»[46]. Для обозначения Кришны как Верховной ипостаси Бога в монотеистическом контексте используется санскритский термин сваям-бхагаван.

В ньяйе, одной из шести главных теистических школ индийской философии, приводятся несколько аргументов в обоснование существования Бога[47] и идеи монотеизма, оспаривается предположение школы миманса о существововании множества полубогов (девов) и мудрецов (риши) и их роль в начале мироздания[48].

Сикхизм

Основная статья: Сикхизм

Сикхизм — монотеистическая религия[49][50], возникшая в XV веке в Пенджабе на основе учения гуру Нанака (14691539) и десяти гуру сикхов (включая священное писание). Иногда сикхизм относят к одной из разновидностей индуизма[23].

«Один Бог для всех» — одно из фундаментальных положений священного текста сикхизма Гуру Грантх Сахиб. Бог рассматривается в двух аспектах — как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). Сикхи верят в единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца[51].

Кроме монотеизма в сикхизме выражена идеалистическая форма монизма: внешний мир является иллюзией (майя) и только Бог является протяжённой реальностью.

Зороастризм

Основные статьи: Зороастризм, Ахура Мазда
Зороастрийская империя Ахеменидов в древности была крупнейшей по площади занимаемой территории (приблизительно 8 миллионов км2)[52].

Зороастризм, или маздеизм — одна из древнейших религий, основанная пророком Заратустрой около 3500 лет назад (XV в. до н. э.)[53]. В эпоху Ахеменидского царства зороастризм являлся господствующей религией на Ближнем Востоке, однако, после нашествия арабов в V—VIII веках утратил своё значение.

Зороастризм содержит как монотеистические, так и дуалистические черты. Зороастризм никогда не проповедовал явный монотеизм (подобно иудаизму или исламу), являясь на деле оригинальной попыткой унификации политеистической религии под культом единого верховного Бога[54].

Современный зороастризм базируется на принципах, кодифицированных в Авесте[54][55]. Ахура Мазда (Ормазд, «Господь Мудрый») — авестийское имя божества, провозглашённое пророком Заратустрой единым Богом. Главным источником, описывающим образ Ахура Мазды, являются обращённые к нему гимны Заратуштры — Гаты.

Зороастризм оказал влияние на авраамические религии[54]. На Востоке зороастризм повлиял и на становление северного варианта буддизма, а в первые века христианства на него ориентировались учения гностиков (манихейство)[56].

Религия инков

Основная статья: Виракоча (божество)

Есть основания говорить о монотеистических тенденциях в религии народов Анд, о складывающейся тенденции считать всех богов ипостасями Виракочи-Пача Камака[57]. Известно несколько явно монотеистических гимнов Виракоче, приписываемых Пачакутеку Юпанки[58].


http://ru.wikipedia.org

Категория: Рели́гия | Добавил: er-team (24.09.2011)
Просмотров: 857 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа