Главная » Статьи » Общество и Наука » Социология |
Название движения связано с его ориентацией на наступающую новую эпоху — «Эру Водолея», которая продлится примерно 2500 лет. Начало этой эпохи относят к современности или ближайшему будущему (XX-XXII столетиям). По мнению последователей нью-эйджа, оно ознаменуется грандиозным эпохальным скачком в духовном и ментальном развитии человечества. Нью-эйдж отличается от традиционных религиозных движений тем, что оно не представлено каким-то одним определенным духовным учением или же религиозным воззрением (сектой, общиной, традицией, школой), а включает в себя множество (иногда на практике очень мало совместимых) различных духовно настроенных оккультных, эзотерических и метафизических учений, практик и концепций. ИсторияПонятие «нью-эйдж» вновь проявилось в западных массмедиа в начале 1980-х годов, однако зародилось оно гораздо раньше. В ХХ веке нью-эйдж уже существовал как развитая субкультура, отдельные элементы которой сформировались ещё в предыдущем столетии. Предшественниками нью-эйджа были оккультные течения конца XIX — начала XX века[3], такие как спиритизм, теософия и антропософия, месмеризм, астрология, магия, каббала, герметизм, сакральная геометрия. Предпосылки возникновенияЗарождение нью-эйджа связано со многими обстоятельствами, из которых наибольшее значение имели:
Развитие ранних идейПосле первых переводов упанишад и открытия Японии для Запада интерес к восточной культуре резко повысился. Хотя информация оставалась ещё ограниченной, необычность новых знаний заставляла пытаться их осмыслять и применять. На волне интереса к восточным традициям возник ряд серьёзных исследований, кроме того в западных странах развернули активность миссионеры и проповедники восточных конфессий. Сам термин New Age ввела Алиса Бейли[5]. Крупное международное сообщество нью-эйдж образовалось в Шотландии в 1962 году под названием Фонд Финдгорна (Findhorn Foundation)[6]. В Германии приобрело силу движение антропософов, в котором видную роль играл Рудольф Штейнер. Массовое развитие нью-эйджа в 1980-е годыМанифестом движения «Нью Эйдж» стала вышедшая в 1980 году книга американской журналистки и писательницы Мэрелин Фергюсон (en:Marilyn Ferguson) «Заговор Водолея» (The Aquarian Conspiracy). Идеи и мировоззрения нью-эйджа нашли широкое распространение во многих западных странах, возникло много разнородных течений и групп, от религиозных и сектантских до спортивных и оздоровительных. Обычно такие группы привязываются к одной или нескольким традициям, которые трактуются по-новому и превращаются в широкодоступную технологию. К центральным мировоззренческим положениям «Нью Эйдж» Л.П.Пендюрина в своей докторской диссертации относит
Наиболее популярные элементы, из которых складываются течения нью-эйджа:
Положения мировоззрения нью-эйджаХотя взгляды различных нью-эйдж групп обладают большим разнообразием, можно выделить немало наиболее характерных положений, используемых наиболее часто.[1]
В связи с такого рода представлениями, в нью-эйдже формируются свои ценности (разумеется, в каждой отдельной группе различные):
Нью-эйдж и религииНью-эйдж формирует бесчисленные поп-религиозные группы, духовные организации, чаще на базе какой-нибудь мировой религии, но в постмодернистском виде, или на базе эклектической смеси нескольких религий. Хотя индуизм наиболее привлекателен в ньюэйджевской литературе, многие индуистские общины по сути закрыты для европейцев, потому что европейцы от рождения не входят в касты. Поэтому под ньюэйджевским индуизмом часто маскируются школы йоги, школы медитации, школы отдельных активистов-проповедников (таких как Ошо или Сатья Саи Баба), расширяющие своё учение или ориентированных преимущественно на западных учеников. В последнее время появилось немало новых местных и международных религиозных движений и сект, выросших из нью-эйджа, как на Западе, так и на Востоке:
Обратное воздействие нью-эйджа на восточные страны нередко вызывало бурный рост новых религий и их выход из-под контроля.
Случается также, что под маской нью-эйджа менее многочисленные традиции сильно деформируются и переориентируются в угоду интересам массовой культуры или коммерции. Наиболее яркий случай произошёл, когда группа американских индейцев высказала резкий протест против профанации традиции «белыми шаманами», которые в угоду сиюминутным коммерческим интересам деформировали традиционный уклад общества[8]. Другой пример — последователь нью-эйдж религии и священник Оомото в Беларуси Бумата Мататацу организовал в 1990-х годах финансовую пирамиду «Сэкай» и тысячи вкладчиков потеряли в недрах этой религии свои деньги[9]. Нью-эйдж и медицинаПод влиянием нью-эйджа возникло немало течений целительства, использующих различные приёмы нетрадиционной медицины — от народных знахарских рецептов и шаманских церемоний до психотерапии и сложных методик «биолокации организма» с применением специального оборудования[источник не указан 175 дней]. Данные методики имеют различную степень эффективности и полезности и осуществляются как в легальной, так и полулегальной и в нелегальной форме[источник не указан 175 дней]. Помимо традиционных восточных школ (акупунктуры, аюрведы), популярны течения:
Новые течения нередко выступают с критикой традиционной медицины, утверждая холистический подход ко всем системам человека. В основе нетрадиционной медицины и оздоровительной практики обычно лежат
Основанные на положениях нью-эйдж методы целительства воспринимаются в обществе по разному: от официального признания до запрещения применения в связи с опасностью для жизни и здоровья. Нью-эйдж и культураПосле посещения и проживания в восточных странах, некоторые творческие люди использовали идеи нью-эйдж для создания новых жанров искусства. В наши дни нью-эйджем также называют популярный на Западе жанр музыки и песен. Он характерен исполнением восточных мотивов и молитв на множестве инструментов и часто используется для медитаций, например Карунеш, Osha, Гови, Китаро, Чинмая Данстер и другие. В последние годы этот жанр был во многом коммерциализирован, играя роль необычной фоновой музыки в художественных произведениях. Критика нью-эйджаНью-эйдж подвергается критике (а иногда бойкоту) с различных позиций. Причисление к нью-эйджу того или иного течения с точки зрения критики придаёт ему оттенок несерьёзности, отсутствия фундаментальности и глубины, отсутствия подлинности, а иногда обмана и шарлатанства. В ряде случаев критики полагают, что те или иные течения способны наносить ущерб традиционным культурным и религиозным воззрениям, что многие положения нью-эйджа носят псевдонаучный и псевдодуховный характер, а также что движение представляет опасность для личности и общества в целом. НаукаНаучно-рациональная критика указывает на глубокую субъективность многих положений нью-эйджа, их неповторяемость и непроверяемость для экспериментов, псевдонаучность некоторых учений. Критике подвергаются не имеющие научного обоснования способы лечения, использование сомнительных методик и наукообразной терминологии, в частности, понятий «биополе», «персонального магнетизма» и т. д.
. РелигияНекоторые традиционные религии, в частности, различные ветви христианства относятся резко отрицательно к нью-эйджу и считают, что адепты нью-эйджа подвергают себя большой опасности духовного самообмана[12]. Лидеры теченийЗначительная часть направлений нью-эйдж некоторыми представителями антикультового движения причисляется[13] к деструктивным сектам. Эти направления зачастую обвиняются в использовании манипулятивных техник убеждения. Многие лидеры движений нью-эйдж имеют образование в области психологии. Наиболее известными в России деятелями нью-эйджа считаются такие личности, как С. Н. Лазарев, А. Г. Свияш, В. В. Жикаренцев, А. А. Пинт и т.д. См. также | |
Просмотров: 541 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |
Медицина [7] |
Рели́гия [9] |
Социология [5] |
География [3] |
Политика [5] |
Астрология [2] |
История [4] |