Главная » Статьи » Общество и Наука » Социология

Нью-эйдж

Название движения связано с его ориентацией на наступающую новую эпоху — «Эру Водолея», которая продлится примерно 2500 лет. Начало этой эпохи относят к современности или ближайшему будущему (XX-XXII столетиям). По мнению последователей нью-эйджа, оно ознаменуется грандиозным эпохальным скачком в духовном и ментальном развитии человечества.

Нью-эйдж отличается от традиционных религиозных движений тем, что оно не представлено каким-то одним определенным духовным учением или же религиозным воззрением (сектой, общиной, традицией, школой), а включает в себя множество (иногда на практике очень мало совместимых) различных духовно настроенных оккультных, эзотерических и метафизических учений, практик и концепций.

История

Понятие «нью-эйдж» вновь проявилось в западных массмедиа в начале 1980-х годов, однако зародилось оно гораздо раньше. В ХХ веке нью-эйдж уже существовал как развитая субкультура, отдельные элементы которой сформировались ещё в предыдущем столетии. Предшественниками нью-эйджа были оккультные течения конца XIX — начала XX века[3], такие как спиритизм, теософия и антропософия, месмеризм, астрология, магия, каббала, герметизм, сакральная геометрия.

Предпосылки возникновения

Зарождение нью-эйджа связано со многими обстоятельствами, из которых наибольшее значение имели:

  • Повышение уровня базисной грамотности, развитие средств связи, массовой информации и книгопечатания;
  • Частичное открытие для западных читателей ранее малодоступных восточных учений;
  • Резкое падение влияния и авторитета традиционного христианства в 60-е годы XX века и развитие свободомыслия;
  • Широкое распространение отрицающих многие ценности западного общества и придающих большое значение мистическому опыту молодёжных субкультур (битники, хиппи);
  • Разрыв между научным и мистическим мировоззрением, проявившийся особенно остро в XX веке.

Развитие ранних идей

Круги на полях как доказательство присутствия духовных сущностей или пришельцев

После первых переводов упанишад и открытия Японии для Запада интерес к восточной культуре резко повысился. Хотя информация оставалась ещё ограниченной, необычность новых знаний заставляла пытаться их осмыслять и применять. На волне интереса к восточным традициям возник ряд серьёзных исследований, кроме того в западных странах развернули активность миссионеры и проповедники восточных конфессий.

Сам термин New Age ввела Алиса Бейли[5]. Крупное международное сообщество нью-эйдж образовалось в Шотландии в 1962 году под названием Фонд Финдгорна (Findhorn Foundation)[6].

В Германии приобрело силу движение антропософов, в котором видную роль играл Рудольф Штейнер.

Массовое развитие нью-эйджа в 1980-е годы

Манифестом движения «Нью Эйдж» стала вышедшая в 1980 году книга американской журналистки и писательницы Мэрелин Фергюсон (en:Marilyn Ferguson) «Заговор Водолея» (The Aquarian Conspiracy).

Идеи и мировоззрения нью-эйджа нашли широкое распространение во многих западных странах, возникло много разнородных течений и групп, от религиозных и сектантских до спортивных и оздоровительных. Обычно такие группы привязываются к одной или нескольким традициям, которые трактуются по-новому и превращаются в широкодоступную технологию.

К центральным мировоззренческим положениям «Нью Эйдж» Л.П.Пендюрина в своей докторской диссертации относит

идею трансформации сознания человека, в которой обнаруживается единство реального «Я» во всей вселенной и всеми другими существами, и идею духовного поиска, предполагающую выявление божественного индивидуального начала и возможность его слияния с Абсолютом. [7]

Наиболее популярные элементы, из которых складываются течения нью-эйджа:

Положения мировоззрения нью-эйджа

Хотя взгляды различных нью-эйдж групп обладают большим разнообразием, можно выделить немало наиболее характерных положений, используемых наиболее часто.[1]

  • Общая вера в Любовь и Единство всего сущего.
  • Единство всех религий и учений (все религии и духовные учения в своей глубинной сути утверждают одну и ту же истину, то есть, много путей ведут к одному и тому же духовному просветлению). Этот тезис иногда приводит в нью-эйдж литературе к некритической популярной смеси очень многих порой значительно различающихся между собой учений.
  • Теория прошлых рождений и переселение душ в виде непосредственного перехода сознания от рождения к рождению.
  • Вера в кармическую причинность и взаимосвязь судьбы с событиями прошлых жизней.
  • Представление об ограниченности ума и разума, и наличии «высшего я» и «трансперсональной реальности».
  • Концепция сложной духовной иерархии и возможности подниматься на высшие ступени для всех людей (достижение «христосознания»), что раньше было доступно лишь отдельным личностям.
  • Вера в сверхъестественные и трансперсональные сущности, ангелов, демонов, пришельцев, духов, небесных учителей.
  • Основатели мировых религий и пророки, как Христос, Будда, Мухаммад и другие, признаются также в качестве людей, достигших высших ступеней просветления (часто их называют «Вознесенные Владыки или учителя»).
  • Представление о единстве науки, эзотерики, метафизики и религии.
  • Вера в глубокий смысл мистических обрядов и уважение к обрядовости.

В связи с такого рода представлениями, в нью-эйдже формируются свои ценности (разумеется, в каждой отдельной группе различные):

  • Ценность высшего духовного достижения (нирвана, самадхи, реализация, просветление).
  • Ценность видения необычных явлений (медиумы, ясновидящие, контактёры, визионеры астральных миров, психонавты).
  • Общегуманные ценности (всеобщая любовь, ощущение духовного и ментального единения со всей природой и космосом).
  • Ценность правильного образа жизни (вегетарианство, благотворительность, целомудрие (что в узком смысле, однако, не подразумевает отказ от любых сексуальных контактов вообще), обет не причинения зла без видимой на то необходимости всему живому).
  • Помощь людям при необходимости в духовном и психическом развитии и росте.
  • Соблюдение определенных ритуалов, которые по мнению деятелей Нью-эйдж должны способствовать укреплению в человеке духовного роста.
  • Ценность посвящения, приобщённости к тайне и входа в определенное духовное братство или движение разной степени открытости и закрытости. В последнее время, в связи с более открытым распространением идей нью-эйджа, критерий членства в организациях и братствах стал менее значим.

Нью-эйдж и религии

Нью-эйдж формирует бесчисленные поп-религиозные группы, духовные организации, чаще на базе какой-нибудь мировой религии, но в постмодернистском виде, или на базе эклектической смеси нескольких религий.

Хотя индуизм наиболее привлекателен в ньюэйджевской литературе, многие индуистские общины по сути закрыты для европейцев, потому что европейцы от рождения не входят в касты. Поэтому под ньюэйджевским индуизмом часто маскируются школы йоги, школы медитации, школы отдельных активистов-проповедников (таких как Ошо или Сатья Саи Баба), расширяющие своё учение или ориентированных преимущественно на западных учеников.

В последнее время появилось немало новых местных и международных религиозных движений и сект, выросших из нью-эйджа, как на Западе, так и на Востоке:

  • Большую известность приобрёл Ошо, разработавший многостороннюю систему динамических медитаций.
  • Получили развитие международные суфийские школы, берущие начало от разных мастеров, в частности от Инайят Хана; эти школы рассматривают суфизм как движение самосовершенствования, не привязанное жёстко к исламу.
  • Сходная с суфизмом система развития человека, разработанная Г. И. Гурджиевым и развитая П. Д. Успенским.
  • Открылось немало центров восточных единоборств и гимнастики, возглавляемых китайскими мастерами и их учениками.
  • Большую популярность приобрело учение Друнвало Мельхиседека.
  • Получила распространение практика ченнелингов (передача информации от ангелов и учителей путем вступления с ними в мысленный контакт). Некоторые из них собирают многочисленные аудитории и издаются в книжном формате (напр. Рамта, Ли Кэррол, Стив Ротер и др.)
  • На постсоветском пространстве значительное распространение (количество филиалов 146) получил ДЭИР

Обратное воздействие нью-эйджа на восточные страны нередко вызывало бурный рост новых религий и их выход из-под контроля.

Случается также, что под маской нью-эйджа менее многочисленные традиции сильно деформируются и переориентируются в угоду интересам массовой культуры или коммерции. Наиболее яркий случай произошёл, когда группа американских индейцев высказала резкий протест против профанации традиции «белыми шаманами», которые в угоду сиюминутным коммерческим интересам деформировали традиционный уклад общества[8].

Другой пример — последователь нью-эйдж религии и священник Оомото в Беларуси Бумата Мататацу организовал в 1990-х годах финансовую пирамиду «Сэкай» и тысячи вкладчиков потеряли в недрах этой религии свои деньги[9].

Нью-эйдж и медицина

Под влиянием нью-эйджа возникло немало течений целительства, использующих различные приёмы нетрадиционной медицины — от народных знахарских рецептов и шаманских церемоний до психотерапии и сложных методик «биолокации организма» с применением специального оборудования[источник не указан 175 дней]. Данные методики имеют различную степень эффективности и полезности и осуществляются как в легальной, так и полулегальной и в нелегальной форме[источник не указан 175 дней].

Помимо традиционных восточных школ (акупунктуры, аюрведы), популярны течения:

  • различные психотерапевтические практики;
  • религиозные ритуальные практики.
  • рэйки, экстрасенсорика и бесконтактный массаж;
  • шаманские лечебные ритуалы;

Новые течения нередко выступают с критикой традиционной медицины, утверждая холистический подход ко всем системам человека.

В основе нетрадиционной медицины и оздоровительной практики обычно лежат

  • положение об энергии (пране, ци), питающей органы и жизненные силы человека;
  • представление о возможности воздействия на энергетические системы человека с помощью сосредоточения мысли, психических практик или с помощью энергетических пирамид, жезлов, талисманов;
  • положение о балансе всех энергетических систем человека, заимствованное из индийской медицины.

Основанные на положениях нью-эйдж методы целительства воспринимаются в обществе по разному: от официального признания до запрещения применения в связи с опасностью для жизни и здоровья.

Нью-эйдж и культура

После посещения и проживания в восточных странах, некоторые творческие люди использовали идеи нью-эйдж для создания новых жанров искусства. В наши дни нью-эйджем также называют популярный на Западе жанр музыки и песен. Он характерен исполнением восточных мотивов и молитв на множестве инструментов и часто используется для медитаций, например Карунеш, Osha, Гови, Китаро, Чинмая Данстер и другие. В последние годы этот жанр был во многом коммерциализирован, играя роль необычной фоновой музыки в художественных произведениях.

Критика нью-эйджа

Нью-эйдж подвергается критике (а иногда бойкоту) с различных позиций. Причисление к нью-эйджу того или иного течения с точки зрения критики придаёт ему оттенок несерьёзности, отсутствия фундаментальности и глубины, отсутствия подлинности, а иногда обмана и шарлатанства. В ряде случаев критики полагают, что те или иные течения способны наносить ущерб традиционным культурным и религиозным воззрениям, что многие положения нью-эйджа носят псевдонаучный и псевдодуховный характер, а также что движение представляет опасность для личности и общества в целом.

Наука

Научно-рациональная критика указывает на глубокую субъективность многих положений нью-эйджа, их неповторяемость и непроверяемость для экспериментов, псевдонаучность некоторых учений. Критике подвергаются не имеющие научного обоснования способы лечения, использование сомнительных методик и наукообразной терминологии, в частности, понятий «биополе», «персонального магнетизма» и т. д.

Сегодня в России наблюдается очередной всплеск массового интереса к «паранормальным» явлениям. Опять в ходу «биополе», которое экстрасенсы якобы способны видеть как «ауру» различных цветов (что-то вроде нимба). Развилось целое псевдонаучное направление, называемое «биоэнергетикой» или «биоэнергоинформатикой», в котором причудливо сливаются наукообразные басни о торсионных полях, парапсихология, астрология и элементы различных религиозных культов.[11]

Е. Б. Александров

.

Религия

Некоторые традиционные религии, в частности, различные ветви христианства относятся резко отрицательно к нью-эйджу и считают, что адепты нью-эйджа подвергают себя большой опасности духовного самообмана[12].

Лидеры течений

Значительная часть направлений нью-эйдж некоторыми представителями антикультового движения причисляется[13] к деструктивным сектам. Эти направления зачастую обвиняются в использовании манипулятивных техник убеждения. Многие лидеры движений нью-эйдж имеют образование в области психологии.

Наиболее известными в России деятелями нью-эйджа считаются такие личности, как С. Н. Лазарев, А. Г. Свияш, В. В. Жикаренцев, А. А. Пинт и т.д.

См. также

Категория: Социология | Добавил: er-team (24.09.2011)
Просмотров: 541 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа